Вот и настало время "Ч" - Минфин принял новый План счетов и Инструкцию по его применению, которые вступят в силу с начала следующего года. Действующий ныне План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий был утвержден 9 лет назад и с тех пор служил верой и правдой бухгалтерам СССР, а позже - РФ. Несколько раз в него вносились изменения и дополнения, но видно ресурс его трансформации иссяк, в связи с чем было принято решение утвердить новый.
Как рядовому бухгалтеру, мне трудно судить, чем вызвано такое решение, а точнее какие цели достигнуты с принятием нового Плана счетов. Про переход на международные стандарты говорят много и уже не первый год… К сожалению, в книгах по международным стандартами мне не попадался международный план счетов, а потому не берусь определять на сколько процентов мы к нему приблизили свой национальный. Зато очевидны те серьезные проблемы, возникшие с принятием нового Плана счетов. На существующем Плане счетов построены все комментарии, рекомендации, разъяснения, затрагивающие бухгалтерский учет и, часто, налогообложение. Совсем недавно утвердили новый Баланс, теперь же его как минимум придется подкорректировать. Хотя налогообложение в последние годы все дальше уходит от бух. учета, они еще сильно взаимосвязаны, поэтому если серьезных проблем при переходе на новый План счетов с налогообложением и не возникнет, то явные неудобства (как для бухгалтеров, так и для проверяющих органов) очевидны. Например, налог на имущество предприятий - в декларации конкретно перечислены счета, которые участвуют в формировании налогооблагаемой базы. А теперь вот счета 12 и 13 исчезли… Плюс обычные в таких случаях проблемы с бух. программами.
Нужно заметить, что хотя новый План счетов вводится уже с 1 января 2001 года, Минфин в своем приказе, понимая, что процесс перехода может быть сопряжен с трудностями, допускает возможность перехода на новый План счетов в течение следующего года. Если понимать это буквально, то становится возможным оттянуть переход на новый План до конца 2001 года. А если вспомнить обо всех вышеперечисленных проблемах, то можно предположить - многие организации не преминут этим воспользоваться.
А сейчас пройдемся по новому Плану счетов и посмотрим, чем от отличается от старого.
Наименование счета
№ сч.
Номер и наименование субсчета
Раздел I. Внеоборотные активы
Основные средства
01
По видам основных средств
Амортизация основных средств
02
Серьезных изменений счета 01 и 02 не претерпели.
В старом Плане рекомендовалось делить ОС на 01 счете по субсчетам на собственные и арендованные. В новой Инструкции к Плану счетов про арендованные ОС не упоминается. Возникает вопрос, можно ли учитывать на балансовом счете ОС, взятые в аренду. ПБУ "Учет основных средств" говорит, что арендованные ОС учитываются на забалансовом счете, за исключением случаев финансовой аренды (т. е. лизинга). Помимо этого исключение сделано для договоров аренды предприятия. Однако в пункте 6.3 того же ПБУ сказано, что "Объект основных средств, полученный на правах финансовой аренды, отражается арендатором на балансовом счете после окончания срока, принятого договором финансовой аренды, если право собственности на этот объект у арендатора не возникло ранее. "Получается, что и при лизинге ставить имущество на баланс лизингополучатель может лишь после перехода к нему права собственности. А право собственности по Закону "О лизинге" переходит к лизингополучателю либо после окончания срока договора (если договором было предусмотрен переход ОС к лизингополучателю), либо при досрочном выкупе. Получается, что и при лизинге имущество не может учитываться на балансе лизингополучателя. Однако тут, наблюдаются некоторые противоречия, поскольку в Законе "О лизинге сказано, что "Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон." (ст. 12)
А вот что изменилось, так это отражение процесса выбытия ОС (как, впрочем, и других внеоборотных и оборотных активов). Пожалуй, это одно из наиболее существенных нововведений.
В новом Плане не предусмотрено аналогов счетов 47 и 48. Так выбытие ОС теперь нужно отражать следующими проводками:
Д. 02 - К. 01 - списан начисленный износ;
Д. 91 "Прочие доходы и расходы" субсч. "2. Прочие расходы" - К. 01 - расходы по выбытию ОС в размере остаточной стоимости;
Д. 91 "Прочие доходы и расходы" субсч. "2. Прочие расходы" - К. 70, 25, 26, 44… - возможные затраты по выбытию ОС;
Д. 50, 51, 60… - К. 91 "Прочие доходы и расходы" субсч. "1. Прочие доходы" - выручка от продажи ОС;
Д. 91 "Прочие доходы и расходы" субсч. "2. Прочие расходы" - К. 68 - начислен НДС при продаже ОС.
Как видите, уже первая проводка не типична для существующих ныне правил ведения бух. учета. Поскольку остаточная стоимость определяется сразу на счете 01, то к нему для удобства рекомендовано открывать дополнительный субсчет "Выбытие основных средств". Тогда первая проводка разделится на две:
Д. 01 субсчет "Выбытие основных средств". - К. 01 субсчет, на котором учитывалось ОС - на первоначальную (восстановительную) стоимость;
Д. 02 - К. 01 субсчет "Выбытие основных средств" - на величину износа.