Я не знаю, кто является автором сценария и режиссёром этой поделки. Впрочем, какая разница? Мне и в голову не пришло посмотреть титры в конце: когда тебя сильно тошнит, то ищешь рвотное средство, а не журнальные статьи о тошноте. Таким средством для меня сейчас и является мой ПК.
Частности перипетий сюжета мне как-то тоже не запомнились; помню только, что фильм, как и Брат-1, был зрелищным - в том смысле, в каком это понимают в данной стране: минимум секса, зато максимум понтов и насилия, вернее, понтового насилия.
Впрочем, секса у нас, в СССР, как известно, нет - только е..ля (в основном это проделывает с мозгами населения государственное телевидение и, как мы теперь убедились, не только в новостях). Зато есть национальная идея. Плюнь в глаза тому, кто скажет тебе, что она только-только разрабатывается. Нет, она уже год как готова: имя ей - Брат-2, любезно показанный нам каналом РТР.
Этим фильмом не случайно побрезговало большинство пока ещё функционирующих частных телеканалов, хотя прибыль благодаря рекламным паузам он им принёс бы немалую: в небольшом городке в Тверской области, куда меня недавно на пару дней занесла нелёгкая (и еле вынесла, т.к. на вокзале у меня случился весьма неприятный разговор с кем-то очень похожим, даже внешне, на главного героя), за 5 минут до начала его показа всех прохожих с улицы как ветром сдуло. Народ, как и прежде, внял зову партии.
Помните, Солженицын в Архипелаге писал о том, что урки в лагерях были куда более мощной опорой тамошней власти, чем вертухаи? Но то касалось только лагерных властей, а теперь, судя по поступившему социальному заказу на сей фильмец, они становятся опорой новой власти в целом. Скажем, наконец, о главном: наш дико патриотично настроенный урка, оказавшийся в США, сделан безоговорочно положительным героем картины. Даже в СССР прежнего образца были совсем другие киногерои.
Так, в конце фильма, спустя 15 секунд после совершения очередного абсолютно хладнокровного убийства (так некогда убивали у нас только "органы") сей борец со злом, залпом выжрав стакан водяры, патетично говорит одному, политкорректно выражаясь, американскому бизнесмену с сомнительной репутацией следующее: "Запомни, американец: сила не в деньгах, а в правде" и великодушно оставляет американца в живых. Какова сценка? Не фильм, а сплошной эзотерический ключ к пониманию нашего светлого будущего.
Ну, в Штатах, конечно, всё плохо: бездуховность такая, что даже язык у них там какой-то нерусский... Из метро лучше не выходить - сразу замочат (тот сюжет, впрочем, зело правдив: Гарлем очень похож на многие наши "посёлки городского типа" где-нибудь в Ленобласти), для женщин-эмигранток из России нет другого выхода, кроме занятия проституцией, причём, поскольку Штаты успешно борются с расовой сегрегацией, сутенёры у них чёр... пардон, афро-американцы. Да и русские кабаки в Нью-Йорке какие-то не такие, как у нас: если бы не наш герой - то ни тебе пальбы, ни мордобоя; разве ж это жизнь?!
Кстати, как вы думаете, зачем героюшка наш в Амэрiцу-то полетел? Правильно, очередного ницшеанского "дальнего" (как бы друга даже) из беды выручать! Спасать его от рэкета он решил пулями для рэкетиров, а заодно и для всех, кто случайно дорогу перейдёт, хотя вполне мог бы просто по телефону из Москвы напомнить другану, что тот не на родине и что в ЮСА небесполезно и в полицию обратиться: и помогут, и security предоставят, если надо. А потом он благополучно вернулся домой. Конфликт с американской полицией был у него только однажды: из Гарлема, куда он забрёл, чтобы посмотреть на "красивые дома" (вот она, загадочность души: архитектуры в стиле баракко так не хватает вдали от родины!), полицейская тачка доставила его в участок в центре Манхэттена. Однако ему повезло: когда он сказал офицеру (между прочим, с помощью полицейского - русского переводчика, который, поди, работой загружен по самое не хочу), что не собирался драться с полицейским, а дрался с напавшими на него неграми, то офицер, со словами "проклятые ниггеры", отпустил его. А вот "за дело" так никто и не свинтил (читай - "тупоголовый американский police так и не смог поймать заурядного уркаганишку"). Получилось очень достойное продолжение великого дела борца с западной безнравственностью г-на Говорухина и его "Ворошиловского Стрелка", только на международном уровне. Осталось ждать только нового покорения космоса - уже не космонавтами и телеспутниками...
Ах, зачем же было год назад так по-советски выть навзрыд по ОРТ и РТР об "очередной клеветнической антироссийской кампании в США", раскрученной из-за якобы засилия якобы русской якобы мафии и якобы отмывания якобы грязных якобы денег? Теперь авторы фильма, благодаря, кстати, методу художественного преувеличения, сами эту кампанию раскручивают, но уже в России и как про-российскую. Во дела! Впрочем, фильм у нас скоро купят и "тупоголовые америкосы", в том числе потому, что здесь, как и в Брате-1, на отдельных эпизодах хорошо учиться снимать чуть-чуть более правдоподобные версии "Парка Горького" или "Агента 007 в России". Только одному они учиться вряд ли станут: они не будут делать из бандита мирового мессию и отводить полицейским почти исключительно роли статистов, перекрывающих движение автотранспорта в районе перестрелки: у них другие представления о добре и зле, ведь даже своего аналога Бельмондо, бьющего всем морды, будучи "при исполнении&, у них не нашлось - сказывается, опять же, врождённая бездуховность...
В стране же, где Генпрокуратура требует у бизнесменов "откупных", ФСБ занимается исполнением заказных убийств и заставляет судей судить людей "по понятиям", про милицию даже говорить не хочется, а правительство занято геноцидом в Чечне и удушением независимых СМИ, другими словами, в стране, где бандитизм из нежеланной реальности превратился в целенаправленную государственную политику, такие герои нужны властям, а такие фильмы призваны создавать этим властям не 75-ти, как сейчас, а 99-ти процентный рейтинг доверия населения. А оставшийся процент, у которого не найдётся денег или сил на то, чтобы из этой благодати свалить, и вовсе не в Гарлем, к афро-американским сутенёрам, можно будет либо чпокнуть, либо пушкой погрозить, отложив "правосудие Божие" до следующего удобного случая. Чтобы не мешал сей процент возрождению пресловутой "великой России", которая на сей раз уже не только смогла бы вновь поставить раком пол земного шара, но и Штаты "научить жизни радоваться".
Так что, как сказал бы автору замысла Владимир Ильич, "очень, батенька, своевгеменный, агхинужный фильм". Думаю, он так и сказал бы.
10.12.2000 г. Грэм.
На этом заканчивается статья Грэма и начинаются комментарии.
|