Отечественный сериал - прибыльное лекарство

   Отличительной чертой российского телевидения последнего десятилетия стала возросшая доля телесериалов. Так, на общенациональных каналах в 1997 г. время кинопоказа делилось между телесериалами и кинофильмами в соотношении 45:55. Среди сериалов преобладали в основном американские (41%) и латиноамериканские (19%). На долю отечественных многосерийных телефильмов приходилось 22% времени. После кризиса ситуация серьезно изменилась: на первые роли и по доходности, и по зрительскому вниманию выходят Дубровские, Горячевы, менты и другие. Телеканалы обратили взор на соотечественников-кинопроизводителей из-за банальной послекризисной бедности. Оказалось, что зритель такой перемене только рад.
   Все то, что мировая кино- и телеиндустрия произвели за время своего существования, наше телевидение "выплеснуло" на зрителя за 5-6 лет. "Такого количества качественных полнометражных фильмов, как на наших телеканалах, на западном телевидении нет", -- говорит аналитик информационно-аналитического отдела MS Video International Ирина Полуэхтова. Очевидно, что такая ситуация не могла длиться вечно. Со временем стал ощущаться дефицит фильмов на рынке, а неоднократно показанные разными каналами зарубежные и отечественные фильмы перестали отвечать требованиям телезрителей. Неизбежная ситуация, с которой хорошо знаком Запад, теперь складывалась и у нас. Изобретать велосипед не стали, и в соответствии с западным же опытом сделали телесериалы неотъемлемой частью эфира.
   Выгодность телесериалов и их привлекательность для телеканалов очевидна и определяется тремя основными факторами: длиной, стоимостью и окупаемостью. Телесериалы длиной 150 - 200 и более серий обеспечивают эфир на целый телевизионный сезон с сентября по июнь. Соответственно, необходимость задумываться о том, чем заполнить эфир, отпадает. Стоимость одной серии телесериала примерно в два раза ниже стоимости такого же по уровню полнометражного фильма. К тому же у сериалов складывается специфическая аудитория, остающаяся более стабильной, чем у многих других телепродуктов. Это способно обеспечить стабильные рейтинги и, следовательно, доходы от рекламы в сериалах. "Многие из них окупаются после первого показа, -- говорит Ирина Полуэхтова, - хотя стандартными условиями покупки прав на показ является два показа за два года, причем повтор в течение суток по этим условиям считается не вторым показом, а техническим повтором". Таким образом, для телеканалов прокат сериалов выгоден в первую очередь с экономической стороны. Они обеспечивают стабильный и высокий доход при относительно невысокой стоимости закупки.
   Когда в начале 90-х годов впервые появились на отечественных телеэкранах латиноамериканские "мыльные оперы", сразу завоевавшие популярность, российские кинематографисты быстро увидели всю перспективность этого бизнеса. Первые же попытки снимать малобюджетные телевизионные истории оказались вполне удачными. Сериалы "Мелочи жизни" и "Истории из жизни Горячева", показанные на ОРТ, вызвали интерес, хотя и не составили конкуренции ни разножанровым западным сериалам, ни добротным советским многосерийным телефильмам (quot;Семнадцать мгновений весны", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Цыган" и пр.). Но производство полнометражных многосерийных фильмов в России было дорого, да и телеканалы поначалу не проявили должной заинтересованности: за меньшие деньги можно было купить качественный и беспроигрышный с точки зрения рейтингов зарубежный телесериал.
   Но вдохновленный успехом "гардемаринов" и "мушкетеров" Сергей Жигунов по заказу РТР в 1995 - 1997 гг. снял "Графиню де Монсоро" и "Королеву Марго". Оба историко-приключенческих костюмированных сериала принесли высокие рейтинги каналу, и тогда РТР запустил в производство малобюджетный костюмированный сериал "Петербургские тайны". Он также оказался доходным рейтинговым продуктом. Это окончательно убедило отечественных теле- и кинопроизводителей в перспективности телесериального бизнеса России. Другая участь ожидала первые отечественные ситкомы (комедийные сериалы) "Дела семейные, дела смешные" на НТВ и "Клубничка" на РТР. Наша публика их не приняла. Эксперты считают, что созданные по образу и подобию зарубежных сериалов, они не отвечали требованиям русского менталитета. Возможно, в этом этом и крылась разгадка их неудачи. Зато малобюджетный сериал ОРТ "Зал ожидания", несмотря на нелестные рецензии критиков, набрал даже более высокие рейтинги, чем латиноамериканское "мыло". И все же до кризиса отечественные телесериалы не были столь актуальны, как после. Падение рекламного рынка и многократное сокращение финансовых возможностей телеканалов заставило их искать новые возможности заполнения эфира. Тогда с новой силой и актуальностью всплыла тема производства отечественных сериалов.

Кризис и отечественный производитель "мыла"

   "Если до осени 1998 г. телеканалы с легкостью платили за 1 эпизод (т.е. серию) латиноамериканского "мыла" $15 тыс., то после кризиса это стало невыгодно, а для некоторых каналов невозможно, - говорит Ирина Полуэхтова. - Искали выход из ситуации, используя разные возможности. Так, ОРТ более других каналов пострадал в результате кризиса и поэтому не имел возможности ни закупать сериалы, ни финансировать их производство. Менеджеры канала обратились к старому советскому кино- и телефонду. Они перемонтировали под формат телесериала (по 52 минуты серия) ряд старых советских многосерийных фильмов - "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов" - и стали показывать их в прайм-тайме". Эта идея оказалась эффективной, причем не требовала больших финансовых вложений. Интерес аудитории к проекту превзошел все ожидания. Так, показанный в ноябре-декабре 1998 г. телесериал "Тени исчезают в полдень" набрал 14,9 пункта рейтинга, обогнав новый для нашего зрителя американский сериал "Скарлетт" (12,2 пункта), показанный также в ноябре 1998 г. А новый отечественный телесериал "Улицы разбитых фонарей", который ОРТ купил у телесети ТНТ, в январе -- апреле 1999 г. собрал 50% телеаудитории, а его рейтинг составил почти 20 пунктов. "Успех "Ментов" на ОРТ стал сильным аргументом в пользу производства отечественных сериалов, являя собой убедительное доказательство того, что отечественные сериалы вполне конкурентоспособны, их ждет зритель, пресытившийся сценами "ненашей" жизни", - считает Ирина Полуэхтова.
   К пониманию этого пришли и другие федеральные телеканалы. Спустя год после кризиса - осенью 1999 г. - наряду с ОРТ в вечернем прайм-тайме РТР и НТВ начали демонстрировать отечественные телесериалы, которые собирали не меньшую, а чаще даже более широкую аудиторию, чем западные. Причем РТР и НТВ открыли новый сезон премьерами российских телесериалов, созданных собственными производственными структурами ("НТВ-кино", "НТВ-ПРОФИТ", "КиноМост", а в структуре РТР был создан центр "Русская серия"). "Однозначным лидером сериального проката осени 1999 г. можно признать канал НТВ, - рассказывает Ирина Полуэхтова, -- который впервые в истории отечественного телевидения поставил встык два телесериала в прайм-тайме. Впервые в 21:00 аудитория канала НТВ оказалась больше, чем аудитория программы "Время" на ОРТ, которая всегда собирала наибольшую аудиторию в будни". Таким образом, спустя год после кризиса стали проявляться новые тенденции в формировании кинопрограмм телевидения: возросла доля телесериалов (с 40-45% до 60-70%) и на всех общенациональных телеканалах сформировалась "линейка" отечественного телесериала в вечернем прайм-тайме. Осенью 1999 г. стали заметны тенденции превращения сериала в основной формат современного российского телевидения.
   Нынешний телесезон, начавшийся в сентябре 2000 г., подтвердил и закрепил эту тенденцию. ОРТ выпустил на экран и демонстрировал в прайм-тайме четыре новых отечественных телесериала: "Черная комната", "Остановка по требованию", "Империя под ударом", "Граница: таежный роман". РТР показал "Маросейку, 12" и "Марш Турецкого", новый телесериал "Любовь.RU" и продолжение историй "Простых истин" и "С новым счастьем". НТВ, оказавшийся в сложном положении, ограничился повтором своих "прошлогодних" сериалов ("Бандитский Петербург", "День рождения Буржуя", "Улицы разбитых фонарей", "Охота на Золушку" и пр.) И хотя "мыльные оперы" зарубежного производства еще доминируют, существенная роль в борьбе за зрителя отводится отечественным телесериалам, которые стали экономическим продуктом, изготавливаемым для получения прибыли.

Деньги - сериал: обратная связь

   У телеканала есть два пути заполучить сериал: закупить право показа у стороннего производителя или вложить деньги в собственное производство. В любом случае источником возврата затраченных средств является плата за рекламу, размещенную в сериале. Поэтому рекламный рынок является той базой, на основе которой можно разрабатывать и строить стратегию инвестирования в отечественное кинопроизводство.
   Характерной чертой последнего предкризисного телесезона было то, что в основном на общенациональных каналах преобладали зарубежные сериалы. В первом полугодии 1998 г. демонстрировались всего три отечественных сериала: "Зал ожидания" на ОРТ, "Петербургские тайны" и "Графиня де Монсоро" на РТР. Репертуар НТВ ограничивался только зарубежной продукцией. Однако через год ситуация изменилась. Отечественные сериалы в основной массе вытеснили зарубежные, продемонстрировав не меньшую, а с учетом послекризисной ситуации на рекламном рынке - большую доходность. Если до кризиса лидером по доходу от одной минуты рекламы на НТВ был "Крутой Уокер" ($5,8 тыс), то в 1999 г. уже сериал собственного производства "Улицы разбитых фонарей" ($5,5 тыс).

Сколько это стоит

   Суммы, которые выкладывают каналы за тот или иной сериал, являются коммерческой тайной. Однако исходя из категории телесериала, студии-производителя, существующего на него спроса на рынке и проч. можно примерно оценить стоимость права показа одной серии телесериала. По приблизительным подсчетам, затраты на серию бразильского телесериала "Во имя любви" (ОРТ) составляют порядка $3 000, а доход от рекламы, размещенной в ней, - порядка $50 000. На РТР показатели выглядят скромнее. Серия "Дикого ангела" обошлась каналу в $800, а рекламный доход составил около $14 000. Но кроме латиноамериканских сериалов в рубрике "Русская серия" осенью 1999 г. РТР демонстрировал и сериалы собственного производства ("С новым счастьем", "Директория смерти", "В зеркале Венеры" и др.). По экспертным оценкам, стоимость производства одного эпизода "С новым счастьем" составила порядка $10--15 тыс., в то время как доход от рекламы в эпизоде составил $37 500 Это самый успешный из русских сериалов РТР (в прошлом телесезоне).
   Несколько по-иному обстояли дела с ситуацией на НТВ. Так, стоимость серии телесериала "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского", произведенного "киношными" структурами "Медиа-Моста", экспертами оценена в $115 000, а доход от рекламы в ней составил около $50 000. "Если исходить из имеющихся цифр, получается, что за первый показ удалось вернуть чуть больше трети затраченных средств. - комментирует ситуацию Ирина Полуэхтова. - Но оптимальный срок окупаемости телесериалов - два года. Кроме того, существуют дополнительные источники окупаемости, например видеопрокат. Так, в 1998 г. на продаже видеокассет сериала "Улицы разбитых фонарей" было заработано $2 млн. К тому же права показа сериала в начале 1998 г. были куплены телеканалом ОРТ практически по стоимости производства. Можно предположить, что этот телесериал уже давно окупил себя и сейчас приносит только прибыль своим производителям".
   Отечественный сериал занял особое место в структуре кинопрограмм телеканалов. И хотя существует еще много трудностей финансового, творческого, технологического плана, очевидно, что мы вступает в период активности и подъема телесериального производства в России. Это на ближайшие годы - перспективная и интересная сфера телевизионного бизнеса.


          ©Деловой журнал "Русский Фокус"